Излишнее сходство – заигрывание с обывателем, несходство – обман!
Ци Байши
Что такое портретное сходство? Вопрос непростой. Без преувеличения можно сказать, что проблема сходства возникла с появлением первого портрета в мире. Похож, не похож. Я, не я! Точка зрения на сходство менялась от эпохи к эпохе. И сейчас даже сложно себе представить реакцию первобытного человека, если ему показать портрет, выполненный в хорошей реалистической манере. Узнал бы он своего соплеменника, и какие эмоции испытал бы, при этом?
Реакцию современного человека, на портрет, также сложно угадать, ведь сегодня существует огромное количество точек зрения на то, что такое портрет.
Например, французский публицист Клод Руа, считает, что портретист, должен уметь «изобразить улыбку кота совсем без кота!».
Можем также, вспомнить известный ответ Пикассо Гертруде Стайн, обеспокоенной несходством ее портрета: «Когда-нибудь Вы будете на него похожи!».
«Если бы художник создал пуделя, точь-в-точь похожего на настоящего, то появился бы еще один пудель, а не произведение искусства», писал Гете.
«Скопировать с натуры лицо человека совсем не значит что-нибудь создать», высказывал Белинский.
И это лишь несколько точек зрения на концепцию в живописи, и ее взаимоотношения с реальной действительностью. От половинчатого требования улучшить оригинал до признания его практической никчемности – такова эволюция взглядов на портретное сходство.
История вопроса – история борьбы двух извечных, принципиально различных точек зрения на портретное сходство, согласно одной - портрет, преимущественно должен изображать оригинал таким, каков он есть, а согласно другой – он не только может, но и обязан отступить от оригинала во имя идеального субъективного представления о нем.
Истина, как всегда где-то посредине!
От теории, попробуем перейти к жизни, к процессу работы с реальными заказчиками. Попробуем очертить ряд проблемных вопросов сходства, вытекающих из высказываний заказчиков портретов.
« Точно как на фотографии, но не похож, что-то не то!»
Я думаю, что каждый из нас, не единожды вскрикивал, увидев свое фото: «Какой ужас, это же не я, я не похож!» Далеко не каждое фото, похоже на портретируемого, и я не говорю здесь, только об оптических искажениях техники, которые, не всегда удается скорректировать при работе над портретом. Художник, конечно же, обладает знаниями анатомии и воображением, но не всесилен. Но ведь фотография – это же точная копия портретируемого! Что значит, не похож? Значит, кроме копии, нужно еще нечто, чтобы можно было назвать изображение похожим портретом!
Или вот такие высказывания - «Лучше, чем в жизни!» «Как живой!»
Эти выражения, часто можно услышать, когда люди получают готовый портрет. Относятся они к хорошим портретам. И эти высказывания не лишены оснований, потому что в жизни человек далеко не всегда бывает по-настоящему похож на себя. Зеркало, и то, не верно передает образ - почему? Причин тому много: нехарактерное в данный момент выражение лица, случайная поза, необычная окружающая обстановка.
Когда Веласкес закончил портрет папы Иннокентия Х, тот воскликнул: «Слишком похоже!»
Говоря «похож больше, чем в жизни», мы имеем в виду то, что художник, изображая портретируемого таким, каков он есть, раскрывает в нем то, что подчас недоступно глазу. Причем раскрывает не только существеннейшие черты, но и нечто такое, что присуще этому человеку, как представителю данной исторической эпохи. Иначе говоря, создается типический образ.
Есть еще ряд вопросов, касающихся сходства и техники изображения.
Красивый технически исполненный портрет, или сходство?
Красивый технически исполненный портрет, или сходство?
Есть известная история о молодом живописце, который написал портрет, и выставил его на обозрение. Получил массу комплиментов, восхищений по поводу живописи, красоты и мастерства, и т.д. А когда его спросили, кто изображен на портрете, он ответил: - это наш повар! И все были этим ответом удивлены, поскольку думали, что это портрет его матушки! Так тоже бывает, когда техническое мастерство изображения затмевает реальные черты конкретного человека. Часто такой подход можно увидеть в портретах, так называемых «уличных», где часто тиражируются одинаковые глазки, носики, губки. Красивенько. Сознательное заигрывание с клиентом, и в силу ограниченности времени, упрощение художественной задачи. И возможно к портрету «на улице» не следует предъявлять серьезные требования, в силу экстремальных условий работы.Да и отношение самого заказчика, скорее развлечение, а для окружающих занимательный атракцион.
Особый случай - Я не такая….
Также к проблемам, связанных с портретным сходством, относится тема несоответствия субъективной и объективной оценки себя, и своей внешности, и оценки окружающими, к которым относится и художник. Были случаи, в моей практике, когда я сталкивалась с такими неадекватными реакциями. У меня же шейка тонкая, а глаза с чертовщинкой, а носик аристократический, или он такая утонченная натура, а вы изобразили тракториста … И в таких случаях беспристрастно изобразив человека абсолютно похожим, автоматически получаешь истерику! Такие случаи редки, но врезаются в память надолго! И тогда выполнение заказа превращается в компромисс между реальностью и образом, своеобразный сеанс психотерапии.
Особое слово об изображении «ушедших». Здесь остро проявляется субъективность оценки. Эмоции и воспоминания, особенно если они свежие, перекрывают объективность восприятия. И даже добившись идентичности с фотографией, не приближаешься к «светлому образу». И это самая тяжелая категория заказчиков.
Может проще сделать фотографию, а не заказывать у художника портрет?
Ведь с беспристрастным объективом о сходстве не поспоришь! И здесь мы снова перемещаемся в плоскость психологии. Восприятие себя, и восприятие нас другими.
Портрет, создаваемый художником, дает уникальную возможность взглянуть на себя глазами другого человека, и это самое ценное, и это акт совместного творчества. Это нужно понимать, осознавать, ценить.
Фразы о том, что художник вложил в произведение часть своей души, не праздны! Ведь вместе с отношением к человеку, художник неизбежно передает и свои черты. И в этом пункте, мы снова сталкиваемся с психологией личности, но уже художника.
В этом смысле, справедливо сказать, что портрет – это творческий синтез черт двух личностей.
В Вашем портрете - Вы, и немного меня …
Мне очень важно Ваше мнение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий